Критика единых государственных экзаменов в России наверное началось буквально того момента, когда они появились. Они появились не сразу на всей территории страны.
После пилотных запусков в нескольких регионов, они расширись до масштабов всей страны.
Что изменилось для поступающих в вузы?
Ответ — многое.
Плюсы
- Ребята с деревень и дальних уголков большой страны заимели возможность поступать в престижные вузы по всей стране.
- Раньше нужно было сдавать выпускные экзамены, потом вступительные, при этом разные университеты и институты принимали оргиналы аттестатов о среднем образовании.
- В каждом следующем вузе, если они и принимали копии документов, нужно было сдавать экзамены заново.
- Нагрузка эмоциональная для вступительных экзаменов ждя абитуриентов была колоссальной.
- При вступлении в вузы в других городах часто студенты жили в это время на вокзалах, если не было родственников в том городе.
- Отметки ставили по пяти-бальной шкале. Если ты знал больше, чем остальные, тебе всё равно ставили оценку пять, и пять с плюсом оценка в аттестат не ставился. В реальности система оценок была трёх-бальной. Потому что двойка и кол уже считались неудовлетворительными оценками. Сейчас знания оцениваются по сто-бальной шкале. Если знаешь, пожалуйста докажи, тебя заметят. Оценка пять согласно кодификатору по разным предметам оценивается примерно 65-70 баллов по ЕГЭ. То есть, школьная программа позволяет сдать на эту оценку, если ученик старался и прилагал усилия.
- При сдаче больше 80-ти баллов, появляется возможность поступать уже в престижные, сложные по программе обучения вузы. Докажи, что ты умный, и тебя заметят.
- С учётом того, что при едином экзамене, моно подавать в несколько вузов и факультетов отдельно, то обычно подают на три больше факультетов одновременно, и после сдачи экзамена и прохождении по уровню знаний, выбирают подходящий для себя факультет. Не нужно тратить и ждать следующего года, что бы попытаться на следующий год снова.
- Знания если отсутствуют, то случайные ответы не позволят сдать на хорошую оценку. Задания с уже известным ответом, где нужно выбирать нужный ответ из четырёх примерно вариантов составляет 0.25, а за два таких задания уже вероятность правильного ответа составляет 0.0625. Для подсчёта в процентах составляет 25 и 6.25 процента. Это без учёта других заданий, где большинство нужен ответ, а во второй части уже с решением. Если не требуется решение, это не значит, что они сами по себе решаются.
- Заданий очень много и они по всем темам по каждому предмету присутствуют, поэтому говорить о том, что попался лёгкий или трудный билет не приходится. Если не знаешь, то не сдашь, если знаешь, то сдашь.
- Говорить о том, что раньше было всё по другому, и что преподаватель спрашивал, и нужно было отвечать лично, можно сказать следующее, что раньше билеты часто заучивались, делали шпаргалки, потому что они были известны почти всегда заранее. И как тут можно говорить о том, что тогда было честнее.
- Человеческий фактор, когда экзаменатор может завалить абитуриента, или наоборот протянуть отсутствует. Проверяют совсем другие люди, незнакомые абитуриенту.
- Работа принимающих комиссий в вузах стала более прозрачной.
- Это не все конечно плюсы, но в основном думаю мне удалось передать ситуацию от специалиста, а не то, что вы слышите в разговорах в метро или где. Тут улыбающийся смайлик.
Минусы
- Стало конечно сложнее выявлять творческие способности и критическое, абстрактное мышление абитуриентов. Но этот момент учтён и в творческих вузах принимают отдельные экзамены. Для сложных технических факультетов создали дополнительные вступительные экзамены.
- Абитуриенты, чувствуя, что списать не удаётся, более нервное напряжение испытывают. Ну что значит надеяться списать, значит в вуз поступит более слабый студент, который потом станет специалистом и будет работать. Выиграет ли общество от этого, большой вопрос. Подробнее о проблемах и стереотипах вузовского образования поговорим в следующих статьях.
- Некоторые учащиеся, в погоне показать лучший результат, забрасывают учёбу по непрофильным предметам. Тут скорее проблема уже должна быть решена совместно с родителями и учителями. Потому что, проблема всегда может появиться в любом месте, нужно купировать.
- Список предметов, которые ученик выпускного класса должен сдать определяется заранее, поэтому потом передумать в мае не получится. Нужно более выверенное решение сразу.